Продолжается шестой цикл дистанционного проекта Образовательного центра «Сириус» «Уроки настоящего». Школьники 7–11 классов решают задачу, посвященную редактированию генома.
В рамках цикла заместитель руководителя Комплекса по научной работе Курчатовского института Максим Патрушев прочитал лекцию «Почему генетика перевернет мир?». Приглашаем к просмотру всех желающих: лекция будет интересна всем тем, кто интересуется темой генной инженерии.
Cсылка на видео
«Генетика сейчас является приоритетом развития не только России, но и всего мира. Потому что мы достигли в этой науке, в этих технологиях такого уровня, что, с одной стороны, мы можем очень многое, с другой стороны, это представляет собой некие риски, потому что мы вмешиваемся в естественные природные процессы, а они не полностью могут нами контролироваться. Хорошо это или плохо, наверное, будете решать вы», — обращается к участникам проекта Максим Патрушев.
В лекции спикер доступно рассказал, как работают генетические технологии, как получается целевой белок. Например, всем известный инсулин мы получаем, выделяя из клеток, которые были модифицированы генно-инженерным способом. Второй способ получения целевого белка — оставить этот белок в клетке, и тогда он внутри этой клетки, как на фабрике, будет делать нужный «продукт».
Что мы сейчас получаем таким способом?
– Ситаглиптин — самое продаваемое лекарство в мире. Переход производства этого амина на биотехнологический синтез, т.е. на синтез в бактериях, позволил снизить цену лекарства в 15 раз и спасти огромное количество людей от диабета.
– Различные ферменты для пищевой промышленности
– Фермент энзим для стирального порошка, который отстирывает жир
– Полиамидную пленку для гнущихся смартфонов
– Модификацию белка паутины, который используется в теплостойком, водоотталкивающем, ветрозащитном, дышащем пуховике MOON PARKA компании NORTH FACE.
– Растительное мясо. Вкус мяса обеспечивается через продукцию соевого гемоглобина в дрожжах. Сейчас такое «мясо» производит компания IMPOSSIBLE FOODS. Для производства такого фарша нужно на 96% меньше земли, чем в животноводстве.
Также в лекции речь идет о том, как генетика помогает решать проблему загрязнения окружающей среды удобрениями, о видах и примерах генетических модификаций растений, о самом современном методе модификации — редактировании генов — и как он сейчас применяется в сельском хозяйстве, например, делает картошку устойчивой к колорадскому жуку и полезным золотой рис.
Исследовательские задачи, которые решают школьники в проекте «Уроки настоящего» в феврале, непосредственно связаны с темой редактирования генома. Ребята пробуют:
– Установить последовательность действий при создании рекомбинантных плазмид бактерий,
– Описать схему модификации генома растения — проведения анализа зараженности зерна с помощью ПЦР-теста,
– Предложить, какие свойства растений своего региона и для каких целей можно улучшить с помощью метода редактирования генома – CRISPR.
Приглашаем школьников 7–11 классов присоединиться к решению задач цикла «Уроки настоящего: редактирование генома» и получить комментарий от экспертов по своему проектному решению. 21 февраля 2023 года в 15:00 в группе ВКонтакте пройдет онлайн-консультация: на вопросы студийцев по задаче ответит преподаватель ВШЭ, кандидат ветеринарных наук Мери Дриаева.
Чтобы присоединиться к проекту «Уроки настоящего» руководитель студии — школьник-старшеклассник, желающий создать студию и самостоятельно собравший команду от 5 до 7 школьников 7–11 классов, — подает заявку на сайте scienceclass.sirius.ru и прикрепляет к ней согласие директора образовательного учреждения на организацию студии.
В рамках цикла заместитель руководителя Комплекса по научной работе Курчатовского института Максим Патрушев прочитал лекцию «Почему генетика перевернет мир?». Приглашаем к просмотру всех желающих: лекция будет интересна всем тем, кто интересуется темой генной инженерии.
Cсылка на видео
«Генетика сейчас является приоритетом развития не только России, но и всего мира. Потому что мы достигли в этой науке, в этих технологиях такого уровня, что, с одной стороны, мы можем очень многое, с другой стороны, это представляет собой некие риски, потому что мы вмешиваемся в естественные природные процессы, а они не полностью могут нами контролироваться. Хорошо это или плохо, наверное, будете решать вы», — обращается к участникам проекта Максим Патрушев.
В лекции спикер доступно рассказал, как работают генетические технологии, как получается целевой белок. Например, всем известный инсулин мы получаем, выделяя из клеток, которые были модифицированы генно-инженерным способом. Второй способ получения целевого белка — оставить этот белок в клетке, и тогда он внутри этой клетки, как на фабрике, будет делать нужный «продукт».
Что мы сейчас получаем таким способом?
– Ситаглиптин — самое продаваемое лекарство в мире. Переход производства этого амина на биотехнологический синтез, т.е. на синтез в бактериях, позволил снизить цену лекарства в 15 раз и спасти огромное количество людей от диабета.
– Различные ферменты для пищевой промышленности
– Фермент энзим для стирального порошка, который отстирывает жир
– Полиамидную пленку для гнущихся смартфонов
– Модификацию белка паутины, который используется в теплостойком, водоотталкивающем, ветрозащитном, дышащем пуховике MOON PARKA компании NORTH FACE.
– Растительное мясо. Вкус мяса обеспечивается через продукцию соевого гемоглобина в дрожжах. Сейчас такое «мясо» производит компания IMPOSSIBLE FOODS. Для производства такого фарша нужно на 96% меньше земли, чем в животноводстве.
Также в лекции речь идет о том, как генетика помогает решать проблему загрязнения окружающей среды удобрениями, о видах и примерах генетических модификаций растений, о самом современном методе модификации — редактировании генов — и как он сейчас применяется в сельском хозяйстве, например, делает картошку устойчивой к колорадскому жуку и полезным золотой рис.
Исследовательские задачи, которые решают школьники в проекте «Уроки настоящего» в феврале, непосредственно связаны с темой редактирования генома. Ребята пробуют:
– Установить последовательность действий при создании рекомбинантных плазмид бактерий,
– Описать схему модификации генома растения — проведения анализа зараженности зерна с помощью ПЦР-теста,
– Предложить, какие свойства растений своего региона и для каких целей можно улучшить с помощью метода редактирования генома – CRISPR.
Приглашаем школьников 7–11 классов присоединиться к решению задач цикла «Уроки настоящего: редактирование генома» и получить комментарий от экспертов по своему проектному решению. 21 февраля 2023 года в 15:00 в группе ВКонтакте пройдет онлайн-консультация: на вопросы студийцев по задаче ответит преподаватель ВШЭ, кандидат ветеринарных наук Мери Дриаева.
Чтобы присоединиться к проекту «Уроки настоящего» руководитель студии — школьник-старшеклассник, желающий создать студию и самостоятельно собравший команду от 5 до 7 школьников 7–11 классов, — подает заявку на сайте scienceclass.sirius.ru и прикрепляет к ней согласие директора образовательного учреждения на организацию студии.